История

ГОРОД ЯКУТСК ДОСТОИН ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ «ГОРОД ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ»

Наши отцы, деды, прадеды – якутяне в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. как и весь советский народ работали, не покладая рук и не жалея себя, во имя Победы, под лозунгом «Все – для фронта! Все – для Победы» и победили фашизм.

Конечно, вклад города Якутска не сравним со вкладом таких городов как Челябинск - танкоград, Омск и другие уральские, сибирские города, куда были эвакуированы военные заводы, производившие танки, самолеты и другое вооружение, необходимое для фронта. Но мы уверены, что наш город Якутск, столица крупнейшего региона России, полностью отвечает всем трем положениям требования закона о присвоении звания «Город трудовой доблести».

В годы войны Якутск, являясь административным центром, руководил работой партийных, советских органов всего региона.  В городе Якутске располагались Якутский ОК ВКП (б). ОК ВЛКСМ, штаб 1-й Краснознаменного перегоночного полка, штаб Красноярской воздушной трассы ВВС РККА, Управление Всесоюзного государственного золотопромышленного треста «Якутзолото», Управление речного пароходства Якутии и ГУ СМП. Работники и работницы данных предприятий за трудовой подвиг и массовый героизм в глубоком тылу неоднократно получали благодарственные письма за подписью председателя ГКО И.В. Сталина, награждались государственными орденами и медалями. Предприятия получали Переходящее Красное знамя. Общеизвестен подвиг пилотов и техников 1-го Краснознаменного перегоночного авиаполка.

21 января 1944 года приказом Верховного главнокомандования авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени.  7 февраля 1945 года в городе Якутске по уполномочию ПВС СССР депутат Верховного Совета СССР, начальник воздушной трассы Красноярск-Уэлькаль Герой Советского Союза, генерал-лейтенант М.И. Шевелев вручил дивизии Красное знамя от ПВС СССР и боевую награду – орден Красного Знамени.

Если вспомнить начало Великой Отечественной войны, то сразу же остро встал вопрос доставки в Советский Союз предоставляемой правительством США военной помощи, согласно закону о ленд-лизе, принятому Конгрессом США 11 марта 1941 года. Всего поставки по ленд-лизу получили 42 государства. С Советским Союзом такое соглашение было подписано 11 июня 1942 года.

Государственным Комитетом Обороны были приняты меры, для ускорения организации доставки самолетов по воздуху с Аляски через Сибирь к фронту. Был принят вариант перегонки самолетов из Аляски через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Якутии и Сибири. Конечный пункт маршрута город Красноярск был расположен на Транссибирской железнодорожной магистрали. 

В июле 1941 года ГКО принял решение о строительстве воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль, общей протяженностью 4853 км. На этой трассе в короткий срок было построено и оборудовано 26 аэродромов. Одновременно со строительством аэродромов создавались метеостанции, комплектовались штаты синоптиков и радистов. Для приема и отправки самолетов было создано 8 авиабаз. В июне 1942 года строительство основных сооружений было закончено.

В штат работников трассы и перегоночной авиадивизии были зачислены около 2 тысяч жителей города Якутска.

В июле перед завершением строительства воздушной трассы пробный перелет совершил Герой Советского Союза В.К. Коккинаки. Постановление ГКО от 3 августа 1942 года, приказом в Народный комиссариате обороны было создано Управление Красноярской воздушной трассы ВВС Красной армии.

В состав КВТ ВВС КА вошли вновь сформированные:

- Управление КВТ с дислокацией в г. Якутске. Штаб и командование 1-й перегоночной авиадивизии с дислокацией в г. Якутске.

- 1-й перегоночный авиаполк  (ПАП) – дислокацией в г. Фэрбенкс. Задача перегонять самолеты по маршруту Фэрбенкс-Уэлькаль – 1500 км.

- 2 ПАП – дислокация Уэлькаль. Задача – перегонять самолеты по маршруту Уэлькаль-Сеймчан – 1400 км.

-3 ПАП – дислокация в Сеймчане, задача – перегонка самолетов с Сеймчана в Якутск – 1167 км.

- 4 ПАП – дислокация Якутск, перегонка Якутск – Киренск – 1331 км.

- 5 ПАП – дислокация Киренск, перегонка Киренск – Красноярск – 965 км.

Для обеспечения ПАП КВТ были сформированы: 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я и 7-я авиабазы с дислокацией в Уэлькале, Марково, Сеймчане, Оймяконе, Якутске, Олекме, Киренске. (приказ НКО № 00162 от 3 августа 1942 г.).

В октябре весь личный состав трассы прибыл к местам дислокации и 6 октября 1942 г. приступили к перегонкам самолетов по трассе Аляска-Сибирь.

За три года перегонки дивизией перегнано и сдано 8094 самолета:

«А-20» - 1330.       «Р-63» - 2640.        «Си-47» - 705

«Б-25» - 725.          «Р-47» - 3               «Си-46» - 1

«Р-40» - 43             «АТ-6» - 54            «Р-39» - 2593.

Таким образом, первому требованию положения Федерального закона соответствует работа 1-й Краснознаменной авиадивизии, расположенной в Якутске в годы Великой Отечественной войны.

Также Переходящим Красным Знаменем ГКО СССР была отмечена работа золотодобывающих трестов Якутии, управления которых находилось в городе Якутске.

Архивные документы свидетельствуют: с 1941 по 1945 год трест «Якутзолото» сдал государству 15,6 тонн валютного металла, трест «Джугджурзолото» - 23 тонны. Отличились золотодобытчики Якутии и на полях сражений: только золотой Алдан дал стране семерых Героев Советского Союза. В годы войны тресту «Якутзолото» (Алдан) было вручено и оставлено на вечное хранение Красное знамя ГКО СССР.

Работе золотодобытчиков внесли свой вклад колхозники - перевозчики, которые доставляли на гужевом транспорте продовольствие  и другие необходимые грузы в Аллах-Юнь, Алдан, Джугджур и другие прииски. Свой вклад в обеспечении золотых приисков всем необходимым внесли также водители и работники «АЯМзолототранса» Амуро-Якутской магистрали, контора которого находилась в городе Якутске.

Особо хочется отметить трудовой подвиг Якутских речников, первыми выступивших в ноябре 1941 года с призывом о сборе средств на строительство колонны танков и внесших свой трехдневный заработок, затем вносивших до полной победы над врагом однодневный заработок. Этот почин был поддержан всеми трудовыми коллективами города Якутска и республики, тем самым помогавших уничтожению врага.  В этот же год 15888 рабочих и служащих города Якутска на строительство танковой колонны «Советская Якутия» внесли 1810789 рублей, что составило почти 22% зарплаты каждого работника. Было охвачено 318 предприятий города.

Якутяне на строительство первой танковой колонны «Советская Якутия» собрали 12185000 рублей, на строительство второй танковой колонны – 12524000 рублей. Из них жителями города Якутска было собрано на первую колонну 3466000 рублей, н вторую колонну – 2368274 рубля. Всего по ЯАССР к марту 1945 года в Фонд помощи трудящихся Якутии фронту было собрано деньгами 32787000 рублей. На фронт было отправлено около 55 тысяч лошадей. В помощь действующей армии было направлено два эшелона в 20 вагонов продовольствия, подарков трудящихся Якутии –1-й в Москву в апреле 1942 года, 2-й – в октябре 1942 года бойцам Западного фронта.

 На собранные средства якутян были построены две танковые колонны –  110 танков, громивших фашистов.  Речники также внесли вклад по перевозке различных грузов ленд-лиза, доставленных США из Аляски  в Тикси. В навигацию перевозили более 100 тыс. тонн грузов, для разгрузки мобилизовали на трудовой фронт более 10 тыс. якутян.

Кроме выполнения государственных планов представители рабочих и служащих города в навигационный период в порядке мобилизации направлялись на отгрузку морских судов в порт Тикси. В 1944 году в Тикси было доставлено 63 тыс. тонн грузов, большая часть грузов вывозилась СЯРП  для нужд города, авиатрассы и золотой промышленности.

В годы войны поступило 15 благодарственных телеграмм Главнокомандующего И.В. Сталина в адрес Якутского ОК ВКП (б), СНК ЯАССР, Наркома здравоохранения ЯАССР, председателям колхозов, директору Якутского рыболовпотребсоюза, ОК ВЛКСМ, пионерам, школьникам Якутии и многим предприятиям города Якутска.

По якутским организациям ГУСМП проводился сбор средств на строительство самолетов эскадрильи «Советский полярник». Работники потребкооперации собирали средства на строительство эскадрильи самолетов «Советская потребкооперация». Коллектив Якутского музыкально-драматического театра дополнительно внес 158300 руб., в том числе облигациями госзаймов – 87645 руб на строительство танка «Ньургун Боотур Стремительный».

Медицинские работники города Якутска к 27 февраля 1943 года на изготовление санитарных самолетов «Медработник Якутии» внесли 481000 руб, а по республике было собрано 729407 рублей. За время войны женщины города Якутска безвозмездно сдавали кровь.

Самоотверженный труд медицинских работников Якутска был высоко оценен и большое количество медаботников были отмечены правительственными наградами.

В мае 1942 года Якутский горисполком создал отдел мобилизации, который трудоустраивал инвалидов войны, семьи красноармейцев и занимался мобилизацией городского населения и учащихся на сельскохозяйственные работы и промышленные предприятия из числа трудоспособного населения и не работающих на производстве. За 1942 год было выявлено 3223 человек. С начала войны до августа 1944 года на промышленные предприятия Якутска вновь пришли 4557 женщин, 3367 подростков.

В предприятиях количество женщин выросло во много раз. Транспортной конторе связи – 12 раз, артели «Стахановец» - 9 раз, транспортной конторе «Холбос» - 8 раз, в хлебокомбинате, рыбозаводе, артеле «Металлист» - в 7 раз, Якутской ЦЭС – почти 6 раз. Более 80% женщин поступили на работу в производство во время войны. До войны работали 3036 женщин, а за полтора года войны женщин работающих стало 6725 человек, из них 2604 женщин – жены солдат, офицеров РККА. В Якутской МТС за 1942 год подготовили 40 женщин трактористов из 66 человек, 11 комбайнерок, 4 токаря. Все они перевыполняли свои планы, работали, не жалея сил.

Самоотверженно трудились работники транспорта и связи. За успешное выполнение производственных планов предприятия транспорта и связи неоднократно присуждались переходящие Красные знамена наркоматов и ВЦСПС.

Создание фонда обороны нашло живой отклик комсомольцев  города Якутска. Только путем воскресников в 1941 году было заработано в фонд обороны свыше 50000 рублей, собрано 40 тонн металла. Пионерами и школьниками заработано на воскресниках 18000 рублей, собрано на 19000 рублей металла. Комсомольцами собрано 626 вещей и 765 рублей деньгами. На строительство танковой колонны было отчислено 21691 рубль, сдали облигации на сумму 283282 рубля, приобрели денежно-вещевую лотерею на сумму 35091 рубль.

12 апреля 1944 года Горком партии подвел итог помощи горожан города Якутска фронту. Было внесено в Фонд обороны деньгами и облигациями 4303200 рублей. Отправлено на Западный фронт 13805 индивидуальных посылок, подписано на денежно-вещевую лотерею на 4659575 рублей, собрано на строительство танковой колонны около 4 миллионов рублей. Для оказания помощи семьям фронтовиков и раненым собрано 610 тысяч рублей. Освобожденным от оккупации районам – 2800 тысяч рублей. Собрано и отправлено на Западный фронт теплых вещей 48803 штуки, мануфактуры – 2622 м., пушнины (в шкурах) – 7989.

Достоянием благодарных потомков, поколения 21 века, должны стать и другие документально подтвержденные факты трудового героизма жителей города в 1941-1945 годах.

В Москве в Постоянном представительстве Республики Саха (Якутия) состоялась торжественная передача боевого знамени 1-ой перегоночной Авиационной Краснознаменной дивизии ГВФ ветеранам Великой Отечественной войны, которые доставят его в Якутию.

Это Боевое знамя когда-то сопровождали в почетном карауле фронтовики, преклонив колени целовали его наши прославленные летчики-асы великой войны. Оно по-прежнему остается в строю.